Юридическое лицо в силу своей правовой природы не обладает собственной волей как психическим отношением субъекта к своим действиям, а физическое лицо, выполняющее функции органа управления юридического лица, изъявляет собственную волю, которая признается правопорядком волей самого юридического лица. Таким образом, лицо, выступающее в качестве органа управления юридического лица или его члена, по собственной воле принимает решения от имени другого лица и распоряжается чужим имуществом. Естественно, в такой ситуации вполне возможно предположить, что он будет использовать свои полномочия не в интересах юридического лица, а в собственных, и злоупотреблять своим положением. Поэтому предусмотрены законодательные механизмы, которые позволят ограничить вероятность злоупотреблений со стороны директоров, - установление соответствующих обязанностей (в том числе ограничений) и ответственности.
Недобросовестные действия руководителя, действующего не в интересах юридического лица зачастую приводят к таким следствиям как выявление в ходе выездной налоговой проверки необоснованной налоговой выгоды, и соответственно к большим доначислениям налогов, или выявление в ходе выездной налоговой проверки задолженности по удержанным, но не перечисленным в бюджет сумма налога на доходы физических лиц.
Одним из свидетельств недобросовестных действий руководителя является его бездействие по непринятию мер по погашению задолженности перед бюджетом, вывод имущества предприятиядля взыскания, создавая положение неплатёжеспособности. Тем самым создавая дисбаланс частных и публичных интересов. В то же время, создавая ситуацию неплатежеспособности, руководитель возлагает на себя дополнительные обязательства и риски.
Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ в действующей редакции (далее – Закон о банкротстве), производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей. В соответствии с п.2 ст.3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Так, при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что организация не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок у руководителя появляется императивная обязанность обратиться в суд с заявлением о признании данной организации банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве).
За неподанное заявление о банкротстве налоговые органы теперь могут оштрафовать. Соответствующие полномочия ФНС России расширены Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, на налоговые органы, которые уполномочены представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников, возложены новые функции.
Если руководство юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии оснований не подало заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа (часть 5 статьи 14.13, статья 23.5 КоАП РФ). За повторное такое нарушение в течение одного года арбитражный суд по обращению налогового органа может дисквалифицировать виновных должностных лиц (часть 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ). При этом, бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и неподачей заявления должника о банкротстве лежит на привлекаемом к ответственности лице/лицах (абз. 2 п. 2 ст. 61.12 Закона о банкротстве). Тем самым установлена презумпция виновности ответчика, который обязан доказать отсутствие связи между неподачей заявления о банкротстве и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Так, в по итогам рассмотрения арбитражных дел №№ А07-26302/2016, А07-28520/2016, А07-28521/2016 по материалам возбужденным Межрайонной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан должностное лицо,не исполнившее свои обязательства по инициированию процедуры банкротства в отношении предприятия, привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначена мера наказания дисквалификация.
Кроме того, в соответствии со ст. 10Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем должника положений Закона о банкротстве он обязан возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Таким образом, недобросовестный руководитель, личные интересы которого превалируют над публичными интересами, в том числе над интересами вверенного ему предприятия, может оказаться заложником собственных неправомерных действий.